История Академии

По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, Правительство Республики Казахстан 18 марта 1997 года приняло Постановление о создании Высшего военного училища Внутренних войск МВД Республики Казахстан.

20 декабря 1997 года Президент Республики Казахстан – Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Н. А. Назарбаев, вручая Боевое Знамя, отметил: «Я уверен в том, что воспитанные и обученные в северных климатических условиях, курсанты получат настоящую армейскую закалку и в будущем составят основу нового офицерского корпуса Внутренних войск Республики Казахстан». Решение о создании Высшего военного училища Внутренних войск в городе Петропавловске имело стратегическое значение для нашего государства. 


Историю Академии можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (1997–2001 годы). Отправной точкой стало создание Высшего военного училища Внутренних войск МВД РК, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 349 от 18 марта 1997 года. Этот этап связан с образованием, формированием учебного заведения, становлением образовательной деятельности, первым набором курсантов, приведением к военной присяге курсантов первого набора и первыми занятиями. Самое главное на этом этапе все было первое и впервые. Первые курсанты, первые преподаватели, первый выпускной курс. Главное событие этого этапа, первый выпуск курсантов в году десятилетия Независимости Казахстана.

В 2001 году в вузе образован факультет повышения квалификации, где за эти годы прошли профессиональную переподготовку около 2000 военнослужащих Национальной гвардии, более 600 сотрудников органов внутренних дел Казахстана.

20 декабря 1997 года Президент Республики Казахстан – Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами страны — Н.А. Назарбаев,  вручил училищу Боевое Знамя.

Накануне дня училища Постановлением Правительства Республики Казахстан №348 от 17 марта 2009 года переименовано в ГУ «Военный институт Внутренних войск МВД Республики Казахстан», а Указом Главы государства от 21 апреля 2014 года № 807 Внутренние войска МВД Республики Казахстан были преобразованы в Национальную гвардию Республики Казахстан.

Второй этап (2002–2009 годы) – связан со вторым десятилетием Независимости государства и происходящими на этом этапе в стране реформами, как в сферах военного строительства, так и в образовании и науке. Постановлением правительства № 346 от 17 марта 2009 года Высшее военное училище ВВ МВД РК было переименовано в Военный институт ВВ МВД РК. Данный этап характеризуют: приведение образовательной деятельности вуза в соответствие с законодательными актами. Этот период можно охарактеризовать как время роста и накопления сил; реформирования и модернизации национального образования, в том числе военного; внедрения инновационных технологий; адаптации учебно-воспитательного процесса к изменившимся реалиям, новым задачам, возложенным Военной доктриной Республики Казахстан на Внутренние войска.

В 2006 году Военный институт избран коллективным членом Академии Педагогических Наук Казахстана.

С 2009 года Военный институт в подготовке военных кадров вышел на международный уровень. Согласно межправительственным договорам на базе военного учебного заведения стали обучаться военной специальности представители Кыргызстана и Таджикистана. Кроме того, одним из важнейших событий в истории нашего вуза является открытие учебных групп с преподаванием на казахском языке.

Третий этап (2010–2015 годы) – связан с реализацией стратегических задач нового Казахстана в новом мире, вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Большое внимание в Военном институте уделяется инновационным технологиям, происходит информатизация учебного процесса. С 2012 года в Военном институте введена кредитная система обучения (кредитная технология).

В 2013 году институт аккредитован в качестве субъекта научной и научно-технической деятельности за счёт средств государственного бюджета Республики Казахстан.

С 2014 года функционирует Региональный филиал Академии военных наук Казахстана. Ряд ученых избраны профессорами, членами-корреспондентами и действительными членами (академиками) Академии военных наук России и Казахстана, Академии Педагогических Наук Казахстана.

Системный характер принимает подготовка научных и научно-педагогических кадров. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию курсантов. Расширяются международные связи.

Четвертый этап (2016 г. – по н.в.) связан с 25-летием Национальной гвардии Республики Казахстан. Академия перешла на новые стандарты обучения. Для нашего высшего военного учебного заведения 2017 год знаменателен также тем, что институту исполнилось 20 лет! Этот этап связан с реализацией пяти основных приоритетов Третьей модернизации Казахстана. Основное содержание этого этапа составит качество системы образования в институте, усиление контроля и требования к кадровому составу, уровню их материально-технического обеспечения и образовательных программ.

Постановлением Правительства Республики Казахстан №48 от 2 февраля 2022 года Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан преобразован в Академию Национальной гвардии Республики Казахстан.

Академия имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Военное дело и безопасность» по семи специализациям, срок обучения – 4 года.

За годы существования Академия осуществила 22 выпусков, в том числе и четыре международных, направив в войска более 4000 офицеров, 270 из которых окончили учебное заведение с отличием, 49 – с вручением нагрудного знака «За отличное окончание военного вуза». Их фамилии занесены на доску почета Академии.

В настоящее время в Академии сформирован высокопрофессиональный научно-педагогический, командный и профессорско-преподавательский состав с большим жизненным и служебно-боевым опытом, создана хорошая материальная база.

Академией Национальной гвардии трижды успешно пройдена Государственная аттестация, проводимая Министерством образования и науки Республики Казахстан в 2003, 2008 и 2013 годы. В сентябре 2011 года Академия подвергался инспекторской проверке комплексной группой Совета Безопасности Республики Казахстан, по итогам которой дана положительная оценка образовательной и служебной деятельности.

Учебно-воспитательный процесс организован в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования и осуществляется на основе учебных планов специальностей, индивидуальных учебных планов курсантов.

Регулярно проводятся полевые выходы, выходы в учебный центр на занятия, а также занятия в ночное время – с отработкой всех элементов практического вождения, ориентирования на местности, выполнения упражнений учебных стрельб. По комплексным темам проводятся тактические учения. Курсанты 3 курса получают водительские удостоверения категории «ВС».

В целях закрепления теоретических знаний и получения практических навыков, курсанты стажируются в базовой воинской части в г. Петропавловске, выполняют обязанности начальников караулов и их помощников, дважды в неделю несут совместную с органами внутренних дел патрульно-постовую службу по охране общественного порядка.

Структура образования в вузе формируется из различных видов учебной работы, определяющих ее содержание, и отражает их соотношение, измерение и учет в соответствии с требованиями нормативных правовых актов страны в сфере образования и науки с учетом специфики подготовки офицеров Национальной гвардии.

Образовательная программа содержит: теоретическое обучение, включающее изучение циклов общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин; дополнительные виды обучения – различные виды профессиональных практик, физическую подготовку и др.; промежуточную и итоговую аттестации.

Для повышения эффективности практической направленности подготовки офицеров образовательная программа спроектирована по изучению систем дисциплин формирующих соответствующие знания, умения, навыки и компетентности по уровням подготовки согласно следующим модулям (на примере специализации «Командная тактическая Национальной гвардии»):

— на 1 курсе – курсант изучает основы предметов и приобретает навыки солдата (часового, патрульного, контролера по надзору);

— на 2 курсе – осуществляется подготовка курсанта в объеме командира отделения, сержанта взвода, начальника войскового наряда, начальника караула;

— на 3 курсе – изучается организация выполнения СБЗ взводом, тактика взвода, осуществляется подготовка в объеме должности командира взвода, дежурного по войсковому наряду;

— на 4 курсе – изучается организация СБД в роте, тактика роты, осуществляется подготовка в объеме должности командира роты (заместителя командира роты по ВиСПР, начальника службы), ознакомительное изучение тем по организации СБД батальона, тактике батальона.

При этом на каждом курсе изучаются соответствующая методика обучения и воспитания; курсанты привлекаются к проведению занятий под руководством преподавателей, а затем и в качестве руководителей (на стажировке, практике, младших курсах, базовой воинской части).

Изучение дисциплин по служебно-боевой деятельности Национальной гвардии, тактической, огневой и физической подготовке осуществляется на всех четырех курсах обучения, последовательно, по нарастающей. Образовательная программа сформирована таким образом, чтобы увеличить практическую направленность подготовки офицеров. На сегодняшний день подавляющее большинство занятий по предметам обучения (за исключением общеобразовательных дисциплин) проводятся в учебном центре и на войсковом стрельбище с использованием ВВТ, в любое время года и при любых погодных условиях.

В учебных планах и образовательной программе предусмотрено проведение полевых выходов и учений, боевых стрельб войсковых нарядов, отделений и взводов, учебно-имитационные и боевые гранатометания, ротное тактическое учение, батальонное тактико-специальное учение.

Не менее 25 % занятий по тактике служебно-боевого применения, огневой и тактической подготовке, вождению автомобилей и боевых машин проводятся ночью.

Важное место в процессе обучения занимают система тренировок (тренажей). Наряду со стрелковыми, строевыми, РХБЗ тренажами, введены тренажи со средствами индивидуальной бронезащиты и активной обороны, на которых отрабатываются не только индивидуальные навыки, но и тактика действий и навыки управления элементами боевых порядков.

С внедрением кредитной технологии обучения и увеличением часов по военным дисциплинам учебный процесс приобрел выраженную практическую направленность, стал значительно интенсивнее.

В практической направленности процесса обучения и воспитания особое место занимают профессиональные и производственные практики (стажировки). Всего по учебным планам в ходе обучения предусмотрены три практики:

— учебная практика общим объемом 2 кредита на 2 и 3 курсах обучения по ознакомлению курсантов с особенностями, организацией, несением боевой службы караулов, войсковых нарядов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и контролерской службы в ИУ;

— производственная практика общим объемом 2 кредита после 3 курса обучения на должностях командир отделения и сержант взвода. В этом году, по решению Главнокомандующего Национальной гвардией, было апробировано проведение этой практики в столичной оперативной бригаде, что позволило оказать практическую помощь в обучении и вводе в строй молодого пополнения, сформировало у курсантов необходимые умения и навыки по проведению занятий в системе боевой подготовки, индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. При этом на должностях командиров взводов стажируются будущие воспитатели, а специалисты – на должностях младших специалистов служб;

— производственная практика общим объемом 2 кредита после 4 курса обучения на должности командира взвода, заместителя командира роты по ВиСПР, начальника соответствующей службы.

Наряду с этими видами практик, предусмотрена производственная практика специалистов на предприятиях гособоронзаказа и военных базах.

Важное значение имеет защита стажировок и обобщение ее результатов, которые проходят в частях и Академии. По окончанию защиты проводится научная конференция, главная цель которой подвести итоги, провести анализ результатов, выявить издержки и выработать меры по совершенствованию методики проведения и контроля. В режиме онлайн, во всех этапах этой работы, принимают участие офицеры Главного командования Национальной гвардии. В институте три библиотеки: учебная, художественная и режимная. Библиотечный фонд соответствует требованиям государственного стандарта – 140 экземпляров на одного обучающегося, и ежегодно пополняется, в том числе путем издания собственной учебной, учебно-методической и научной литературы. Читальный зал библиотеки оснащен компьютерами, подключен к локальной сети с доступом к электронной библиотеке, приобретаются устройства для чтения электронных книг.

В соответствии с законом «О науке» определены приоритеты в подготовке научных и научно-педагогических кадров в магистратурах и докторантурах в Национальном университете обороны и Академии пограничной службы нашей страны, в адъюнктурах академий Российской Федерации и Республики Беларусь. На основе заключенного Меморандума успешно ведется сотрудничество с Омским государственным педагогическим университетом.

Ежегодно проводятся международные научные конференции с участием в них ученых и военных специалистов других военных вузов, воинских частей Республики Казахстан, Российской Федерации, Белоруссии, Кыргызстана, Узбекистана. Активно участвуют и публикуются ученые и педагоги Новосибирского, Пермского и Санкт-Петербургского институтов внутренних войск МВД России.

Результаты научных исследований профессорско-преподавательского состава института апробируются в «Вестнике Академии Национальной гвардии Республики Казахстан», выпуск публикаций налажен ежеквартально с 2011 года.

Военно-научное объединение курсантов охватывает 73% обучающихся. Ежегодно курсанты становятся победителями и призерами конкурсов на лучшую научную работу среди учебных заведений МВД Республики Казахстан.

На основании приказа Главнокомандующего Национальной гвардией, ежегодно проводится в три этапа (кафедра, батальон – Академия – главное командование) конкурс «Лучший курсант года» с поощрением победителей. Кроме этого, в Академии проводятся конкурсы: лучший преподаватель, лучшая учебная и учебно-методическая литература, лучший учебный класс. Проводится рейтинговое исследование «Преподаватель глазами курсантов» и др.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитание курсантов. Воспитательная и социально-правовая работа направлена на формирование у личного состава глубокого уважения к Конституции и законам Республики Казахстан, поддержания воинской дисциплины, сплоченности воинских коллективов, моральной и психологической готовности личного состава к выполнению поставленных задач, совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Воспитание курсантов Академии осуществляется на основе комплексного плана воспитания курсантов на протяжении всего периода обучения и тесно связано с процессом обучения на принципах ее единства. Основное ее содержание составляет воспитание казахстанского патриотизма, верности национальной идее, готовности к выполнению задач по обеспечению безопасности государства, общества и личности от преступных и иных противоправных действий.

Комплексный план разработан с учетом особенностей учебного процесса, характера организации воспитательной работы учебных подразделений на весь период обучения, и обусловлен необходимостью методической и практической помощи офицерам учебных подразделений в планировании, организации и проведении воспитательной и социально-правовой работы на каждом курсе.

В сущности, план предполагает совместную деятельность командования, Ученого совета, офицеров управления, кафедр и войсковых общественных организаций в решении широкого спектра проблем воспитания будущих офицеров, формирования профессиональных компетентностей и качеств в процессе обучения и воспитания.

Основными целями плана являются: изучение индивидуально-психологических особенностей и личностных качеств курсантов; адаптация их к условиям воинской жизни; мотивация к учебному процессу; сплочение воинского коллектива и укрепление воинской дисциплины; формирование высоких морально-волевых качеств, психологической устойчивости, физической выносливости, стремления к самосовершенствованию и здоровому образу жизни.

Достижение этих целей осуществляется путем решения ряда педагогических задач, выделения приоритетных направлений воспитательной и социально-правовой работы.

Принцип комплексности в плане предполагает сочетание таких весьма важных направлений в ее содержании, как идейное, патриотическое, нравственное, правовое, воинское, эстетическое и физическое воспитание, при широком спектре и разнообразии присущих им форм и методов работы.

Важным направлением является воспитание будущего офицера в духе гордости за службу в Национальной гвардии, стремления преумножать ее славные служебно-боевые традиции.

Реализация комплексного плана предполагает достижение ожидаемых результатов: изучение индивидуально-психологических особенностей курсантов, развитие их личностных качеств; адаптация их к укладу воинской жизни и особенностям процесса обучения; мотивация курсантов к учебе, освоению программы обучения; сплочение воинских коллективов и укрепление воинской дисциплины; формирование необходимых профессиональных компетентностей и качеств будущего офицера, что позволит ответственно выполнять возложенные должностные обязанности и задачи в войсках, способствует повышению авторитета и имиджа Национальной гвардии и Академии Национальной гвардии.

В Академии организована работа клуба и музея, войсковых общественных организаций, кружков и спортивных секций. В вузе обучаются курсанты – чемпионы мира, Европы, Азии, Казахстана, Вооружённых Сил и Национальной гвардии по различным видам спорта.

Офицеры и курсанты Академии – постоянные участники военных парадов в столице Астане, в которых показывают высокую строевую выучку и слаженность.

Главные результаты и оценки своей деятельности мы видим в выпускниках. Сегодня наши выпускники проходят службу не только в Национальной гвардии, но и в других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, в том числе в Государственной службе охраны, Министерстве обороны, Пограничной службе КНБ Республики Казахстан.

Основной их костяк выполняет свои должностные обязанности в звене рота–батальон – полк. Многие окончили военные академии нашей страны, Российской Федерации и Республики Беларусь, и назначены заместителями Командующих региональными командованиями, заместителями командиров соединений, командирами частей и их заместителями, проходят службу на должностях начальников управлений, отделов, служб региональных командований и частей. Более шестидесяти выпускников проходят службу в подразделениях специального назначения «Беркут», из них многие успешно выполнили квалификационные требования и обладают правом ношения «крапового берета». В нашем вузе преподают более десятка выпускников Академии.

Указом Президента Республики Казахстан за проявленную доблесть и мужество ряд наших воспитанников награждены государственными наградами. Многим присвоены воинские звания досрочно.

Наша Академия расположена на территории общей площадью 98,4га, имеется учебный центр площадью 61 га, войсковое стрельбище и тактическое поле общей площадью 326 га.

В 2-х учебных корпусах имеется более 60 учебных аудиторий, 10 специальных классов, четыре компьютерных класса, 5 лабораторий. Для коренного улучшения образовательной деятельности необходимо дальнейшее развитие учебно-материальной и технической базы Академии на постоянной и плановой основе. Решение этих проблем без реальной, всесторонне (организационно, финансово, материально и технически) обоснованной Программы становится невозможным, и может приостановить наметившуюся динамику развития Академии. В этой связи, разработан План развития Академии на 2017-2020 годы в целях улучшения качества учебно-воспитательного процесса и выпуска высококвалифицированных офицеров для Национальной гвардии.

Основные усилия при этом направлены на решение следующих задач: подготовка офицеров, отвечающих квалификационным требованиям, обладающих высокими нравственными и военно-профессиональными качествами; приведение нормативных и правовых актов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса, в соответствие с законодательством об образовании; подготовка научных и научно-педагогических кадров, переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского и командного состава в высших военных учебных заведениях Казахстана, России и Беларуси (на договорной основе); организация и проведение научных исследований в интересах Национальной гвардии и образовательной деятельности Академии; воспитание казахстанского патриотизма; укрепление воинской дисциплины; совершенствование службы войск и обеспечение безопасности военной службы; строительство и оборудование объектов учебной материально-технической базы.

Достижение целей и решение задач Программы возможно последующим направлениям: оптимизация организационно-штатной структуры и укомплектование Академии; совершенствование методического и научного обеспечения учебно-воспитательного процесса; подготовка и повышение квалификации командного и профессорско-преподавательского состава; дальнейшие компьютеризация и информатизация учебного процесса; системная поддержка и стимулирование труда профессорско-преподавательского состава; дальнейшее развитие учебно-материальной базы Академии.

Реализация Программы будет осуществлена на принципах законности, научности, единства обучения и воспитания, сочетания теории и практики при приоритете аксиомы военной дидактики «учить тому, что необходимо для выполнения служебно-боевых задач» и даст положительные результаты.

Таким образом, свое предназначение в условиях третьей модернизации в Республике Казахстан, потенциальных угроз военной безопасности, развития и повышения качества образования в подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных офицеров по необходимым для гвардии специальностям, обладающих высокими нравственными, патриотическими качествами, способных выполнять служебно-боевые задачи, Академия Национальной гвардии Республики Казахстан выполнит и будет на деле одним из престижных и авторитетных военных учебных заведений страны.

Добавить комментарий