Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан, осуществляя подготовку высококвалифицированных офицеров войска правопорядка, другие войска и воинские формирования достойно выполняет все возложенные на него обязанности. Весомый вклад в дело обучения и воспитания будущих офицеров вносит профессорско-преподавательский состав института, в том числе кафедра языковой подготовки. Одной из лучшей из числа многих данной кафедры состоящих к слову из гражданского персонала является старший преподаватель Алма Капажанова. Алма Калеловна преподает в альма-матер Национальной гвардии английский язык.
Детство и юность Алмы прошли в селе Долонь Бескарагайского района Семипалатинской области (ныне Восточно-Казахстанская область). В семье было четверо детей и о труде они не задумывались: надо-не надо, а только изо дня в день помогали родителям убирать дом и двор, готовили сено, встречали коров… Кто жил в деревне знает, о чем идет речь, занимались огородом и прочими сельскими «радостями». Алма очень любила школу, когда были каникулы – скучала по ней, была активным октябрёнком, затем была лучшим пионером в районе, комсомолкой, одним словом была патриотом. Выезжала от своего класса на олимпиады по русскому и немецкому языку.
На выбор её профессии повлияла молоденькая учительница Анна Башурова, окончившая Семипалатинский педагогический институт и приехавшая к ним в село по распределению. В то время, между прочим, распределение по окончанию вуза практиковалось повсеместно. Анна Ивановна была очень симпатичная и энергичная, вела у них с 5 по 8 классы математику. За время её преподавания в шестом и седьмом классах юная Алма два раза выезжала по туристическим путёвкам – в советскую тогда ещё Алма-Ату и в столицу СССР – город-герой Москву. В то время профессией-мечтой для девочек были врач и учитель. А так как старшая сестра пошла в медицинский, соответственно младшей был избран путь педагога. Предмет она выбрала, когда работала вожатой в пионерском лагере «Берёзка», языки у неё шли хорошо, поэтому ей все советовали поступать на факультет иностранных языков. Тем более что преподавателей иностранных языков в регионе катастрофически не хватало. В области такого факультета не было – она успешно сдала экзамены и поступила в Павлодарский педагогический институт. Это был далекий теперь 1984 год.
По окончании вуза Алму Калеловну хотели оставить в институте – опять же из-за её активности в общественной жизни учебного заведения, проживая в общежитии, она была председателем студенческого совета. Предлагали остаться работать в профсоюзе института, но она хотела быть поближе к дому, так она попала в девятилетнюю Кара-Мурзинскую школу, учителем иностранного языка, где и началась её педагогическая деятельность.
В первые годы вела немецкий язык, кружок английского языка, была классным руководителем. Маленькие дети с удовольствием работали с талантливой учительницей. Это были незабываемые, увлекательные мероприятия – походы, праздничные вечера, подготовленные совместно с детьми и коллегами по учительскому цеху. Там она и встретила свою судьбу – супруга Серикбулата Капажанова, физрука этой же школы, а ныне начальника кафедры физической подготовки и спорта Военного института, с которым они живут, душа в душу вот уже 25 лет! Молодые расписались в 1991 году, перед самым распадом Советского Союза. Все передряги, которые случились в то нелегкое время они познали сполна, это и выдача продуктов по килограммам, отсутствие заработной платы и прочие трудности. Пережить 90-ые годы помогли родители молодоженов, да и то обстоятельство, что жили они в деревне – имелся огород, держали скотину, птицу. С другой стороны, конечно, это был интересный период, по молодости они даже не поняли, как пережили тот сложный временной отрезок не только для них, но и для становившегося на ноги суверенного Казахстана. В 1992 году у молодой семьи появилась дочь Алуа, поэтому те годы запомнились и яркими впечатлениями о родительстве. Тогда выходила музыкально-развлекательная передача «Алуа», и в этой передаче говорилось о том, что кто назовёт своих дочерей Алуа – будут счастливыми, вот они и назвали наудачу свою дочь таким красивым именем. И нисколько об этом не жалеют. Алуа на сегодня занимается моделированием одежды для молодёжи.
После 4-х лет проживания в селе Кара-Мурза, чета Капажановых переезжает в г. Курчатов, где у них начинается военная жизнь, там же в 1998 г. родился наследник Самат, недавно отметившего совершенолетие, он учится на втором курсе Карагандинской государственной медицинской академии. Очень увлекающийся парень, сочиняет стихи, увлекается стихами Есенина, Блока и других поэтов.
В закрытом в своё время городе на востоке нашей страны Алма Калеловна работала в лицее №2, преподавала английский язык, в 2000 году защитила первую квалификационную категорию, получив 13 разряд. В 1994 году они переехали в г. Семипалатинск, где она работала в школе-лицее №7, учителем английского языка. В 2001 году началась иная преподавательская деятельность – в Семипалатинском филиале университета «Кайнар». Работала старшим преподавателем на кафедре иностранных языков, работа со студентами интересная и в то же время кропотливая, требующая от тебя постоянной подготовки, как по предмету, так и в других сферах знаний.
В 2005 году Капажановы переехали в город Петропавловск. Алма Калеловна сильно переживала по поводу своего дальнейшего трудоустройства, за определение детей по школам. С Алуа и Саматом вопрос решился оперативно, а вот самой пришлось искать работу подольше – в 2006 году она устроилась преподавателем английского языка на кафедру языковой подготовки, тогда ещё Военного училища. И вот уже 10 лет как преподает его курсантам нашего военно-учебного заведения. Где бы она ни начинала работать, на первом этапе было трудновато – что учащимся нового коллектива, что ей, но когда коллектив понимал, какой ответственный и мудрый человек к ним пришел, сразу всё становилось на свои места. А трудности – они бывают у всех, она их привыкла преодолевать, в этом ей помогают семья, друзья семьи, подруги.
На сегодняшний день Алма Калеловна выполняет на кафедре плановую научно-исследовательскую работу по теме «Адаптация иностранных курсантов на языковых дисциплинах» (на примере занятий английского и русского языков). Является председателем Предметно-методической комиссии английского языка, в том числе принимает вступительные экзамены у офицеров войск, поступающих в военные вузы других государств. Также руководит военным кружком курсантов – их воспитанию она уделяет большое внимание, например, недавно участвовала в подготовке Недели языков, посвящённого Дню языков народа Казахстана. Непосредственно сама принимает участие в организации таких мероприятий как конкурс плакатов, олимпиады, викторины на английском языке, фестивали языков. С курсантами проводит различные беседы воспитательного характера, о патриотизме, культуре речи, культуре поведения, информационные беседы, посвящённые различным праздникам.
Каждый год старается проходить курсы повышения квалификации, участвует в различных семинарах, конференциях. За время работы в институте выпустила персонально или совместно с другими преподавателями 3 учебных пособия: «Конспекты лекций по теоретической фонетике», г. Семей в 2005 году, «Английский язык для І курса» ПВВУ, г. Петропавловск в 2007 году, «Ағылшын тілі грамматикасы» г. Петропавловск в 2010 году. За время работы в институте была награждена грамотами за занятое второе (2009 г.) и первое места (2010 г.) в смотре-конкурсе «Лучший учебно-методический документ на государственном языке». За усердие, проявленное в организации военно-научной работы курсантов на кафедре премировалась дипломом ІІ-степени в конкурсе «Лучший преподаватель вуза».
Алма Калеловна понимая требования времени, а оно сейчас очень быстро меняется – изучает новейшие достижения педагогической науки. На занятиях применяет элементы развивающего обучения, обеспечиваю максимальную речевую практику курсантов, создает благоприятный психологический микроклимат. Трудится добросовестно, с курсантами работать ей очень интересно, на вопрос о разнице нынешних курсантов с прошлыми выпусками отмечает, что среди курсантов всегда можно изыскать много талантливых, находчивых, интересующихся людей. А в честь профессионального праздника она пожелала своим коллегам больших творческих успехов, здоровья и благополучия: «Пусть ваш педагогический талант и душевная щедрость ещё долго остаются маяком доброты для наших курсантов – будущих офицеров и генералов своей Отчизны!».
Материал подготовил
майор Руслан Кайыркенов
Вставка:
В своих выступлениях и обращениях Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно говорил о важности и значимости развития полиязычия для многонационального казахстанского общества. Идею триединства языков в Казахстане Президент впервые озвучил ещё в 2004 г., впоследствии неоднократно к ней возвращаясь. Так, в октябре 2006 г. на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства вновь отметил, что знание, как минимум, трех языков важно для будущего наших детей. А уже в 2007 г. в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Глава государства предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». Именно с этого момента и начинается отсчёт новой языковой политики независимого Казахстана, которая сегодня может служить примером для других стран мира по степени популярности в обществе и уровню своей эффективности.