Повышение эффективности функционирования системы обеспечения государственной, общественной и национальной безопасности Республики Казахстан является приоритетной задачей государства. Одной из важных правоохранительных и военных структур в системе общественной безопасности является Национальная гвардия Республики Казахстан.
Не случайно, Национальную гвардию в народе называют войсками правопорядка, а девизом воинов гвардии является: «Национальная гвардия – единая боевая семья, за нами народ, за нами страна!».
По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, Правительство Республики Казахстан 18 марта 1997 года приняло Постановление о создании Высшего военного училища Внутренних войск МВД Республики Казахстан.
Решение о создании Высшего военного училища Внутренних войск в городе Петропавловске имело стратегическое значение для нашего государства.
20 декабря 1997 года Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым училищу были вручены Боевое Знамя и Грамота.
17 марта 2009 года Постановлением Правительства Республики Казахстан № 348 Высшее военное училище Внутренних войск МВД Республики Казахстан переименовано в Военный институт Внутренних войск МВД Республики Казахстан, а Указом Главы государства от 21 апреля 2014 года № 807 Внутренние войска МВД Республики Казахстан были преобразованы в Национальную гвардию Республики Казахстан.
Образовательную деятельность Военный институт осуществляет на основе государственной лицензии, выданной Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по направлению подготовки «Военное дело и безопасность».
Основная подготовка специалистов осуществляется на 8 кафедрах:
— Тактики служебно-боевого применения;
— Тактики и общевоинских дисциплин;
— Технического и тылового обеспечения;
— Вооружения и стрельбы;
— Военной педагогики и психологии;
— Общеобразовательных дисциплин;
— Языковой подготовки;
— Физической подготовки и спорта.
Историю Военного института можно условно разделить на 4 этапа.
Первый этап (1997 – 2001 годы). Отправной точкой стало создание Высшего военного училища Внутренних войск МВД РК, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 349 от 18 марта 1997 года. Этот этап связан с образованием, формированием учебного заведения, становлением образовательной деятельности, первым набором курсантов, приведением к военной присяге курсантов первого набора и первыми занятиями. Самое главное на этом этапе все было первое и впервые. Первые курсанты, первые преподаватели, первый выпускной курс. Главное событие этого этапа, первый выпуск курсантов в году десятилетия Независимости Казахстана.
В 2001 году в вузе образован факультет повышения квалификации, где за эти годы прошли профессиональную переподготовку 2846 военнослужащих Национальной гвардии, в том числе сотрудники МВД Республики Казахстан.
Второй этап (2002 – 2009 годы) – связан со вторым десятилетием Независимости государства и происходящими на этом этапе в стране реформами, как в сферах военного строительства, так и в образовании и науке. Постановлением Правительства № 346 от 17 марта 2009 года Высшее военное училище ВВ МВД РК было переименовано в Военный институт ВВ МВД РК. Данный этап характеризуют: приведение образовательной деятельности вуза в соответствие с законодательными актами. Этот период можно охарактеризовать как время роста и накопления сил; реформирования и модернизации национального образования, в том числе военного; внедрения инновационных технологий; адаптации учебно-воспитательного процесса к изменившимся реалиям, новым задачам, возложенным Военной доктриной Республики Казахстан на Внутренние войска.
В 2006 году Военный институт избран коллективным членом Академии Педагогических Наук Казахстана.
С 2009 года Военный институт в подготовке военных кадров вышел на международный уровень. Согласно межправительственным договорам на базе военного учебного заведения стали обучаться военной специальности представители Кыргызстана и Таджикистана. Кроме того, одним из важнейших событий в истории нашего вуза является открытие учебных групп с преподаванием на казахском языке.
Третий этап (2010 – 2015 годы) – связан с реализацией стратегических задач нового Казахстана в новом мире, вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Большое внимание в институте уделяется инновационным технологиям, происходит информатизация учебного процесса. С 2012 года в Военном институте введена кредитная система обучения (кредитная технология).
В 2013 году институт аккредитован в качестве субъекта научной и научно-технической деятельности за счёт средств государственного бюджета Республики Казахстан.
С 2014 года функционирует Региональный филиал Академии военных наук Казахстана. Ряд ученых избраны профессорами, членами-корреспондентами и действительными членами (академиками) Академии военных наук России и Казахстана, Академии Педагогических Наук Казахстана.
Системный характер принимает подготовка научных и научно-педагогических кадров. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию курсантов. Расширяются международные связи.
Четвертый этап (2016 г. – по н.в.) связан с 25-летием Независимости государства и 25-летием Национальной гвардии. Институт перешел на новые стандарты обучения. Для нашего высшего военного учебного заведения 2017 год знаменателен также тем, что институту исполнилось 20 лет! Этот этап связан с реализацией пяти основных приоритетов Третьей модернизации Казахстана. Основное содержание этого этапа составит качество системы образования в институте, усиление контроля и требования к кадровому составу, уровню их материально-технического обеспечения и образовательных программ.
Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Военное дело и безопасность» по семи специализациям, срок обучения – 4 года.
За годы существования институт осуществил 21 выпусков, в том числе и 9 международных, направив в войска 3951 офицеров, 270 из которых окончили учебное заведение с отличием, 49 – с вручением нагрудного знака «За отличное окончание военного вуза». Их фамилии занесены на доску почета Военного института.
В настоящее время в институте сформирован высокопрофессиональный научно-педагогический, командный и профессорско-преподавательский состав с большим жизненным и служебно-боевым опытом, создана хорошая материальная база. Научный потенциал составляет 46 %.
Военным институтом трижды успешно пройдена Государственная аттестация, проводимая Министерством образования и науки Республики Казахстан в 2003, 2008 и 2013 годы. В сентябре 2011 года институт подвергался инспекторской проверке комплексной группой Совета Безопасности Республики Казахстан, по итогам которой дана положительная оценка образовательной и служебной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс организован в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования и осуществляется на основе учебных планов специальностей, индивидуальных учебных планов курсантов.
Регулярно проводятся полевые выходы, выходы в учебный центр на занятия, а также занятия в ночное время – с отработкой всех элементов практического вождения, ориентирования на местности, выполнения упражнений учебных стрельб. По комплексным темам проводятся тактические учения. Курсанты 3 курса получают водительские удостоверения категории «ВС».
В целях закрепления теоретических знаний и получения практических навыков, курсанты стажируются в базовой воинской части в г. Петропавловске, выполняют обязанности начальников караулов и их помощников, дважды в неделю несут совместную с органами внутренних дел патрульно-постовую службу по охране общественного порядка.
Структура образования в вузе формируется из различных видов учебной работы, определяющих ее содержание, и отражает их соотношение, измерение и учет в соответствии с требованиями нормативных правовых актов страны в сфере образования и науки с учетом специфики подготовки офицеров Национальной гвардии.
Образовательная программа содержит: теоретическое обучение, включающее изучение циклов общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин; дополнительные виды обучения – различные виды профессиональных практик, физическую подготовку и др.; промежуточную и итоговую аттестации.
Для повышения эффективности практической направленности подготовки офицеров образовательная программа спроектирована по изучению систем дисциплин, формирующих соответствующие знания, умения, навыки и компетентности по уровням подготовки согласно следующим модулям (на примере специализации «Командная тактическая Национальной гвардии»):
— на 1 курсе – курсант изучает основы предметов и приобретает навыки солдата (часового, патрульного, контролера по надзору);
— на 2 курсе – осуществляется подготовка курсанта в объеме командира отделения, сержанта взвода, начальника войскового наряда, начальника караула;
— на 3 курсе – изучается организация выполнения СБЗ взводом, тактика взвода, осуществляется подготовка в объеме должности командира взвода, дежурного по войсковому наряду;
— на 4 курсе – изучается организация СБД в роте, тактика роты, осуществляется подготовка в объеме должности командира роты (заместителя командира роты по ВиСПР, начальника службы), ознакомительное изучение тем по организации СБД батальона, тактике батальона.
При этом на каждом курсе изучаются соответствующая методика обучения и воспитания; курсанты привлекаются к проведению занятий под руководством преподавателей, а затем и в качестве руководителей (на стажировке, практике, младших курсах, базовой воинской части).
Изучение дисциплин по служебно-боевой деятельности Национальной гвардии, тактической, огневой и физической подготовке осуществляется на всех четырех курсах обучения, последовательно, по нарастающей, согласно вышеуказанной модульной системе.
Количество кредитов по основным военно-профессиональным дисциплинам составляют: по тактике служебно-боевого применения – 29 кредитов; по тактике и дисциплинам боевого обеспечения – 27 кредитов; по огневой подготовке – 14 кредитов; по технической подготовке и тыловому обеспечению – 9 кредитов; по военной педагогике и психологии, ВиСПР – 15 кредитов; по физической подготовке – 9 кредитов; по уставам, по строевой подготовке, по основам права –3 кредита по каждой.
Образовательная программа сформирована так, чтобы увеличить практическую направленность подготовки офицеров.
Соотношение циклов дисциплин в кредитах и процентах приведено на примере специализации «командная тактическая Национальной гвардии»:

Циклы дисциплин в кредитах В

процентах

Цикл общеобразовательных дисциплин 33 23%
Цикл базовых дисциплин 79 54%
Цикл профилирующих дисциплин 34 23%

 

Таким образом, 77 % составляют циклы военно-профессиональной подготовки.
На сегодняшний день подавляющее большинство занятий по предметам обучения (за исключением общеобразовательных дисциплин) проводятся в учебном центре и на войсковом стрельбище с использованием ВВТ, в любое время года и при любых погодных условиях.
В учебных планах и образовательной программе предусмотрено проведение полевых выходов и учений, боевых стрельб войсковых нарядов, отделений и взводов, учебно-имитационные и боевые гранатометания, ротное тактическое учение, батальонное тактико-специальное учение.
Не менее 25 % занятий по тактике служебно-боевого применения, огневой и тактической подготовке, вождению автомобилей и боевых машин проводятся ночью.
Важное место в процессе обучения занимают система тренировок (тренажей). Наряду со стрелковыми, строевыми, РХБЗ тренажами, введены тренажи со средствами индивидуальной бронезащиты и активной обороны, на которых отрабатываются не только индивидуальные навыки, но и тактика действий и навыки управления элементами боевых порядков.
С внедрением кредитной технологии обучения и увеличением часов по военным дисциплинам учебный процесс приобрел выраженную практическую направленность, стал значительно интенсивнее.
В практической направленности процесса обучения и воспитания особое место занимают профессиональные и производственные практики (стажировки). По учебным планам в ходе обучения предусмотрены три практики:
— учебная практика общим объемом 2 кредита на 2 и 3 курсах обучения по ознакомлению курсантов с особенностями, организацией, несением боевой службы караулов, войсковых нарядов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и контролерской службы в ИУ;
— производственная практика общим объемом 2 кредита после 3 курса обучения на должностях командир отделения и сержант взвода. В этом году, по решению Главнокомандующего Национальной гвардией, было апробировано проведение этой практики в столичной оперативной бригаде, что позволило оказать практическую помощь в обучении и вводе в строй молодого пополнения, сформировало у курсантов необходимые умения и навыки по проведению занятий в системе боевой подготовки, индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. При этом на должностях командиров взводов стажируются будущие воспитатели, а специалисты – на должностях младших специалистов служб;
— производственная практика общим объемом 2 кредита после 4 курса обучения на должности командира взвода, заместителя командира роты по ВиСПР, начальника соответствующей службы.
Наряду с этими видами практик, предусмотрена производственная практика специалистов на предприятиях гособоронзаказа и военных базах.
Важное значение имеет защита стажировок и обобщение ее результатов, которые проходят в частях и институте. По окончанию защиты проводится научная конференция, главная цель которой подвести итоги, провести анализ результатов, выявить издержки и выработать меры по совершенствованию методики проведения и контроля. В режиме онлайн, во всех этапах этой работы, принимают участие офицеры Главного командования Национальной гвардии.
В институте три библиотеки: учебная, художественная и режимная. Библиотечный фонд соответствует требованиям государственного стандарта – 140 экземпляров на одного обучающегося, и ежегодно пополняется, в том числе путем издания собственной учебной, учебно-методической и научной литературы.
Читальный зал библиотеки оснащен компьютерами, подключен к локальной сети с доступом к электронной библиотеке, приобретаются устройства для чтения электронных книг.
Имеется собственный веб-сайт и образовательный портал. Организована и эффективно используется сеть Internet и имеющаяся локальная сеть.
В соответствии с законом «О науке» определены приоритеты в подготовке научных и научно-педагогических кадров в магистратурах и докторантурах в Национальном университете обороны и Академии пограничной службы нашей страны, в адъюнктурах академий Российской Федерации и Республики Беларусь. На основе заключенного Меморандума успешно ведется сотрудничество с Омским государственным педагогическим университетом.
Ежегодно проводятся международные научные конференции с участием в них ученых и военных спецалистов других военных вузов, воинских частей Республики Казахстан, Российской Федерации, Белоруссии, Кыргызстана. Активно участвуют и публикуются ученые и педагоги Новосибирского, Пермского и Санкт-Петербургского институтов внутренних войск МВД России.
Результаты научных исследований профессорско-преподавательского состава института апробируются в «Вестнике Военного института Национальной гвардии Республики Казахстан», выпуск публикаций налажен ежеквартально с 2011 года.
Военно-научное объединение курсантов охватывает 73 % обучающихся. Ежегодно курсанты становятся победителями и призерами конкурсов на лучшую научную работу среди учебных заведений МВД Республики Казахстан.
На основании приказа Главнокомандующего Национальной гвардией генерал-лейтенанта Жаксылыкова Р.Ф., ежегодно проводится в три этапа (кафедра, батальон – институт – главное командование) конкурс «Лучший курсант года» с поощрением победителей.
Кроме этого, в институте проводятся конкурсы: лучший преподаватель, лучшая учебная и учебно-методическая литература, лучший учебный класс. Проводится рейтинговое исследование «Преподаватель глазами курсантов» и др.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитание курсантов. Воспитательная и социально-правовая работа направлена на формирование у личного состава глубокого уважения к Конституции и законам Республики Казахстан, поддержания воинской дисциплины, сплоченности воинских коллективов, моральной и психологической готовности личного состава к выполнению поставленных задач, совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Воспитание курсантов института осуществляется на основе комплексного плана воспитания курсантов на протяжении всего периода обучения и тесно связано с процессом обучения на принципах ее единства. Основное ее содержание составляет воспитание казахстанского патриотизма, верности национальной идее, готовности к выполнению задач по обеспечению безопасности государства, общества и личности от преступных и иных противоправных действий.
Комплексный план разработан с учетом особенностей учебного процесса, характера организации воспитательной работы учебных подразделений на весь период обучения и обусловлен необходимостью методической и практической помощи офицерам учебных подразделений в планировании, организации и проведении воспитательной и социально-правовой работы на каждом курсе.
В сущности, план предполагает совместную деятельность командования, Ученого совета, офицеров управления, кафедр и войсковых общественных организаций в решении широкого спектра проблем воспитания будущих офицеров, формирования профессиональных компетентностей и качеств в процессе обучения и воспитания.
Основными целями плана являются: изучение индивидуально-психологических особенностей и личностных качеств курсантов; адаптация их к условиям воинской жизни; мотивация к учебному процессу; сплочение воинского коллектива и укрепление воинской дисциплины; формирование высоких морально-волевых качеств, психологической устойчивости, физической выносливости, стремления к самосовершенствованию и здоровому образу жизни.
Достижение этих целей осуществляется путем решения ряда педагогических задач, выделения приоритетных направлений воспитательной и социально-правовой работы.
Принцип комплексности в плане предполагает сочетание таких весьма важных направлений в ее содержании, как идейное, патриотическое, нравственное, правовое, воинское, эстетическое и физическое воспитание, при широком спектре и разнообразии присущих им форм и методов работы.
Важным направлением является воспитание будущего офицера в духе гордости за службу в Национальной гвардии, стремления преумножать ее славные служебно-боевые традиции.
Реализация комплексного плана предполагает достижение ожидаемых результатов: изучение индивидуально-психологических особенностей курсантов, развитие их личностных качеств; адаптация их к укладу воинской жизни и особенностям процесса обучения; мотивация курсантов к учебе, освоению программы обучения; сплочение воинских коллективов и укрепление воинской дисцилины; формирование необходимых профессиональных компетентностей и качеств будущего офицера, что позволит ответственно выполнять возложенные должностные обязанности и задачи в войсках, способствует повышению авторитета и имиджа Национальной гвардии и Военного института.
В институте организована работа клуба и музея, войсковых общественных организаций, кружков и спортивных секций. В вузе обучаются курсанты – чемпионы мира, Европы, Азии, Казахстана, Вооружённых Сил и Национальной гвардии по различным видам спорта.
Офицеры и курсанты Военного института – постоянные участники военных парадов в Нур-Султане, в которых показывают высокую строевую выучку и слаженность.
Главные результаты и оценки своей деятельности мы видим в выпускниках. Сегодня наши выпускники проходят службу не только в Национальной гвардии, но и в других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, в том числе в Государственной службе охраны, Министерстве обороны, Пограничной службе КНБ Республики Казахстан.
Основной их костяк выполняет свои должностные обязанности в звене рота – батальон – полк. Многие окончили военные академии нашей страны, Российской Федерации и Республики Беларусь, и назначены заместителями Командующих региональными командованиями, заместителями командиров соединений, командирами частей и их заместителями, проходят службу на должностях начальников управлений, отделов, служб региональных командований и частей. Более шестидесяти выпускников проходят службу в подразделениях специального назначения «Беркут», из них многие успешно выполнили квалификационные требования и обладают правом ношения «крапового берета». В нашем вузе преподают более десятка выпускников Военного института.
Указом Президента Республики Казахстан за проявленную доблесть и мужество ряд наших воспитанников награждены государственными наградами. Многим присвоены воинские звания досрочно.
Наш институт расположен на территории общей площадью 98,4 га, имеется учебный центр площадью 61 га, войсковое стрельбище и тактическое поле общей площадью 326 га.
В 2-х учебных корпусах имеется более 60 учебных аудиторий, 10 специальных классов, 4 компьютерных класса, 5 лабораторий. Для коренного улучшения образовательной деятельности необходимо дальнейшее развитие учебно-материальной и технической базы института на постоянной и плановой основе. Решение этих проблем без реальной, всесторонне (организационно, финансово, материально и технически) обоснованной Программы становится невозможным и может приостановить наметившуюся динамику развития института. В этой связи, разработан План развития Военного института на 2017-2020 годы в целях улучшения качества учебно-воспитательного процесса и выпуска высококвалифицированных офицеров для Национальной гвардии.
Основные усилия при этом направлены на решение следующих задач: подготовка офицеров, отвечающих квалификационным требованиям, обладающих высокими нравственными и военно-профессиональными качествами; приведение нормативных и правовых актов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса, в соответствие с законодательством об образовании; подготовка научных и научно-педагогических кадров, переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского и командного состава в высших военных учебных заведениях Казахстана, России и Беларуси (на договорной основе); организация и проведение научных исследований в интересах Национальной гвардии и образовательной деятельности института; воспитание казахстанского патриотизма; укрепление воинской дисциплины; совершенствование службы войск и обеспечение безопасности военной службы; строительство и оборудование объектов учебной материально-технической базы.
Достижение целей и решение задач Программы возможно по следующим направлениям: оптимизация организационно-штатной структуры и укомплектование института; совершенствование методического и научного обеспечения учебно-воспитательного процесса; подготовка и повышение квалификации командного и профессорско-преподавательского состава; дальнейшие компьютеризация и информатизация учебного процесса; системная поддержка и стимулирование труда профессорско-преподавательского состава; дальнейшее развитие учебно-материальной базы института.
Реализация Программы будет осуществлена на принципах законности, научности, единства обучения и воспитания, сочетания теории и практики при приоритете аксиомы военной дидактики «учить тому, что необходимо для выполнения служебно-боевых задач» и даст положительные результаты.
Таким образом, Военный институт, вносит большой вклад в выполнение возложенных на Национальную гвардию и на другие военные организации страны повседневных служебно-боевых и специальных задач.

 
Начальник Военного института
Национальной гвардии Республики Казахстан
генерал-майор Бауржан Абжанов