Национальная гвардия стоит на страже покоя и безопасности страны с первых дней её Независимости – на пути к укреплению целостности государства и единства народа Казахстана. Национальная гвардия достойно выполняет поставленные задачи, с честью защищает личные и конституционные права человека и гражданина, несет ответственность за безопасность, общественные ценности, стабильность и спокойствие государства. Военный институт выполняет важную роль в подготовке квалифицированных специалистов Национальной гвардии.
18 марта 1997 года Правительством Республики Казахстан было принято постановление о создании Высшего военного училища Внутренних войск Министерства Внутренних дел Республики Казахстан.
20 декабря 1997 года, вручив Боевое Знамя, Президент Республики Казахстан – Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Н.А. Назарбаев выразил надежду, что «воспитанные и обученные в северных климатических условиях курсанты получат настоящую армейскую закалку, и в будущем составят основу нового офицерского корпуса Внутренних войск Республики Казахстан». Решение о создании в городе Петропавловск Высшего военного училища носило для государства важное стратегическое значение.
Историю Военного института условно можно разделить на 4 этапа.
Первый этап (1997-2001 гг.). Постановлением Правительства Республики Казахстан № 349 от 18 марта 1997 года создано Высшее военное училище Внутренних войск Республики Казахстан. Данный этап тесно связан с созданием и становлением учебного заведения, осуществлением образовательного процесса, с первым набором курсантов, первым принятием присяги. Главное на данном этапе то, что все было впервые. Первые курсанты, первые преподаватели, первый выпускной курс. Символично было то, что первый выпуск офицеров совпал с 10-летием Независимости Казахстана.
В 2001 году в высшем учебном заведении был создан факультет повышения квалификации офицеров, на сегодняшний день профессиональную переподготовку прошли 1997 военнослужащих Национальной гвардии, 712 сотрудников министерства Внутренних дел Республики Казахстан.
Второй этап (2002-2009 гг.) связан со вторым десятилетием Независимости страны, а также с реформами, проводимыми в сфере образования, науки и военного строительства. Постановлением министра Внутренних дел Республики Казахстан № 346 от 17 марта 2009 года Высшее военное училище Внутренних войск министерства Внутренних дел Республики Казахстан переименовано в Военный институт Внутренних войск. За данный период образовательная деятельность высшего учебного заведения приведена в соответствие с законодательными актами. Это время роста и накопления сил; реформирования и модернизации национального образования, в том числе и военного образования; внедрения инновационных технологий; соответствие учебно-воспитательного процесса в свете изменяющихся событий, новым задачам, возложенным на Внутренние войска и Военную доктрину Республики Казахстан.
В 2006 году Военный институт был избран в члены академии педагогических наук Казахстана.
В соответствии с межправительственным соглашением с сентября 2009 года на базе военного учебного заведения осуществляется подготовка кадров для внутренних войск Кыргызстана и Таджикистана. Кроме того, важным событием в истории нашего высшего учебного заведения стало открытие учебных групп с казахским языком обучения.
Третий этап (2010-2015 гг.) связан с осуществлением стратегических задач Казахстана в современном мировом сообществе, с вступлением в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. Особое внимание в военном институте было уделено внедрению инновационных технологий, информатизации учебного процесса. С 2012 года образование в Военном институте ведется по кредитной системе обучения (кредитная технология).
В 2013 году Военный институт прошел аккредитацию за счет средств государственного бюджета Республики Казахстан как субъект научной и научно-технической деятельности.
С 2014 года работает филиал академии военных наук Казахстана. Ученые Военного института являются профессорами, членами-корреспондентами и действительными членами (академиками) академии педагогических наук Казахстана, а также академии военных наук Казахстана.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров ведется систематически. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию курсантов. Расширились международные контакты.
Четвертый этап (с 2016 года по настоящее время) Военный институт перешел на новый стандарт образования. Данный этап связан с реализацией пяти основных приоритетов третьего этапа модернизации Казахстана. На этом этапе в институте приоритет отдается таким вопросам как качество системы образования, контроль и усиление требований к кадровому составу, материально-техническое обеспечение и повышение уровня программы образования.
Военный институт осуществляет образовательную деятельность в сфере высшего образования по подготовке 7 специализаций по специальности «военное дело и безопасность».
Военный институт за период своего становления осуществил 17 выпусков, в том числе пять международных. В войска направлены 3109 офицеров, в том числе 252 получивших диплом с отличием и 45 имеющих нагрудный знак «Әскери жоғары оқу орнын үздік бітіргені үшін». Их имена занесены на Доску почета Военного института.
В настоящее время в военном институте сформирован высокопрофессиональный научно-педагогический, руководящий и профессорско-преподавательский состав, имеющий огромный жизненный и служебно-боевой опыт, создана хорошая материально-техническая база. Научный потенциал составляет 52%.
В 2003, 2008 и 2013 годах Военный институт успешно прошел Государственную аттестацию, проведенную министерством Образования и науки Республики Казахстан. В сентябре 2011 года Военный институт прошел комплексную проверку Военного Совета Безопасности Республики Казахстан, по итогам проверки образовательной и служебной деятельности учебного заведения дана положительная оценка.
Учебно-воспитательный процесс, организованный в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов, учебных планов специальностей, осуществляется на основе индивидуальных учебных планов курсантов.
Особенности подготовки офицеров Национальной гвардии с учетом структуры образования в высшем учебном заведении соответствуют требованиям нормативных правовых актов государства в сфере образования и науки, которые определяют содержание, соотношение, отчетность и объем различных видов учебной работы.
В целях закрепления теоретических знаний и практических умений курсанты проходят стажировку в воинской части города Петропавловска, выполняя обязанности начальника караула и его помощника, два раза в неделю совместно с органами Внутренних дел несут патрульно-постовую службу по охране общественного порядка.
При кредитной технологии увеличено количество часов по военным дисциплинам, что положительно сказалось на учебном процессе в плане практической деятельности. Занятия по военно-профессиональной подготовке составляют 65%. Занятия в ночное время — не менее 30%.
На сегодняшний день в любое время года и при любых погодных условиях большая часть занятий проводится в учебном центре и на военном стрельбище с использованием военной техники. В учебных планах и программах обучения предусмотрены полевые учения и учебные стрельбы военных подразделений, занятия по метанию учебно-имитационных и боевых гранат, тактические учения рот, специальные тактические учения батальона. В учебной ситуации отрабатываются тренировочные устройства и система упражнений. Особое внимание уделяется профессиональной и производственной практике.
Приоритет отдается подготовке научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре академии Республики Беларусь и Российской Федерации, в магистратуре и докторантуре в академии Пограничной службы и Национального университета обороны в соответствии с законом Республики Казахстан «О науке». На основании принятого Меморандума ведется сотрудничество с Омским государственным педагогическим университетом.
Ежегодно проводятся международные научные конференции с участием ученых и военных специалистов высших военных учебных заведений и воинских частей Кыргызстана, Беларуси, Российской Федерации, Республики Казахстан. Активное участие принимают ученые и педагоги институтов Новосибирска, Перми и Санкт-Петербурга войск Национальной гвардии Российской Федерации.
Результаты научных исследований профессорско-преподавательского состава института публикуются в «Вестнике Военного института Национальной гвардии Республики Казахстан». 65% курсантов являются членами военно-научного общества. Ежегодно курсанты института становятся призерами и победителями конкурса на лучшую научную работу среди учебных заведений министерства Внутренних дел Республики Казахстан.
В январе по приказу Главнокомандующего Национальной гвардией генерал-лейтенанта Р.Ф. Жаксылыкова ежегодно проводится состоящий из трех этапов конкурс «Лучший курсант года», в котором награждаются лучшие военнослужащие. В институте проводятся конкурсы на лучшего преподавателя, лучшую учебную и учебно-методическую литературу, конкурсы на лучшую электронную библиотеку и учебный кабинет, а также анкетирование «Преподаватели глазами курсантов» и многие другие мероприятия.
Частью образовательного процесса является воспитание курсантов. Воспитательная и социально-правовая работа с личным составом направлена на воспитание чувства уважения к законодательству и Конституции Республики Казахстан, соблюдение воинской дисциплины, воспитание коллективизма и морально-психологической готовности для выполнения поставленных задач, на усовершенствование учебно-воспитательного процесса. На всех этапах обучения учебная деятельность находится в тесной связи с процессом воспитания курсантов Военного института, который осуществляется на основе комплексного плана воспитания. Ключевыми моментами являются воспитание казахстанского патриотизма, соблюдение национальной идеи, недопущение преступлений против государства, общества и личности, а также других правонарушений, постоянная готовность к выполнению задач по обеспечению безопасности.
Главным направлением в воспитании будущих офицеров является воспитание чувства гордости за Национальную гвардию, стремление продолжать ее служебно-боевые традиции. Участвуя в парадах в городе Астане, офицеры и курсанты Военного института показали мастерство строевой подготовки и высокий уровень организованности. В Военном институте функционируют военно-общественные организации, клуб и музей, организована работа кружков и спортивных секций. В высшем учебном заведении обучаются чемпионы мира, Европы, Азии, Казахстана, Вооруженных сил и Национальной гвардии по различным видам спорта.
Результат нашей деятельности виден в наших выпускниках. На сегодняшний день наши выпускники выполняют служебно-боевую деятельность не только в рядах Национальной гвардии, а также в других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
960 выпускников исполняют возложенные должностные обязанности в ротах-батальонах-полках.
41 выпускник служит в Главном командовании Национальной гвардии, 70 — в управлении Региональных командований, из которых 4 являются заместителями командующих. 18 выпускников занимаются преподавательской деятельностью в Военном институте.
438 выпускников работают в структуре и управлении воинских частей, из которых: командирами частей – 9, командирами батальонов – 37, заместителями командиров части – 89, командирами рот — 176, в том числе 12 – в специальных подразделениях особого назначения.
Из 54 военнослужащих специальных подразделений 15 имеют краповые береты. 18 офицеров имеют боевой опыт. 2 награждены государственными наградами, 37 – досрочно присвоены очередные воинские звания, 36 — окончили академии, военные университеты, 21 – проходит обучение, в том числе 1 – в академии Генерального штаба.
Для повышения уровня обучения и развития в Военном институте необходимо регулярно и планово проводить дальнейшее совершенствование учебно-материальной и технической базы. В связи с этим в целях улучшения учебно-воспитательного процесса и подготовки высококвалифицированных офицеров Национальной гвардии в Военном институте разработан план на 2017-2020 гг.. Для достижения целей и решения задач данной программы необходимо обратить внимание на следующие направления: ускорение проведения укомплектованности организационно-штатной структуры и института; активизация научного и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; переподготовка и повышение квалификации руководящего и профессорско-преподавательского состава; продолжение работы по информатизации и компьютеризации учебного процесса; поддержка и стимулирование деятельности профессорско-преподавательского состава; дальнейшее развитие учебно-материальной базы института.
В связи с этим при подготовке военных кадров учитываются три приоритетных требования Республики Казахстан: Национальной гвардии нужны высоконравственные, патриотически настроенные, готовые к выполнению служебно-боевых задач, конкурентоспособные офицеры. Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан является одним из самых престижных военных учебных заведений страны.
Начальник военного института Национальной гвардии Республики Казахстан полковник Серикхан АБСЕЛЕМОВ