14 марта 2018 года в Военном институте Национальной гвардии Республики Казахстан проведен Единый информационый час среди курсантов на тему: «Двадцатилетие становления антикоррупционного законодательства». 

В июле нынешнего года исполняется 20 лет с момента принятия 2 июля 1998 года первого Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией». Рефлексия исторического опыта является важным средством понимания современных процессов, поэтому обращение к этой знаменательной дате несет в себе необходимость осмысления недавнего прошлого в целях объективной оценки сегодняшнего состояния процесса противодействия коррупции в Казахстане. История антикоррупционной политики Казахстана берет свое начало Указа Президента Республики Казахстан от 17 марта 1992 года «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией».

Активная борьба с коррупцией, которую Первый Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, объявил фактически с момента обретения независимости в 90-е годы прошлого века наталкивалось на серьезное сопротивление как старой номенклатуры, так и новоявленных «дельцов» начальной эпохи становления рыночной экономики. Формирующейся суверенной казахстанской власти приходилось решать множество труднейших задач по созданию новых институтов власти на фоне хозяйственной разрухи и острого политического кризиса. Безусловно, это отражалось на уровне распространения коррупции, которая получала подпитку через приток иностранного капитала, заинтересованного в национальных богатствах Казахстана.

В этих условиях только решительные действия могли переломить ситуацию и наметить пути по снижению распространения коррупции. Именно поэтому в 1997 году Первый Президент Казахстана, выступая с первым масштабным стратегическим документом, который должен был определить развитие страны до 2030 года, в качестве одного из важнейших приоритетов обозначил решительную и беспощадную борьбу с коррупцией.

«Необходимо беспощадно бороться с коррупцией, невзирая на лица и должности. Управленческий корпус должен решительно очищаться и обновляться». Эти слова Главы государства и послужили отправной точкой выработки системных законодательных мер по противодействию коррупции.

Стратегия «Казахстан-2030» фактически заложила основы будущей антикоррупционной политики и закрепила решимость Первого Президента Казахстана добиться успешных результатов в антикоррупционном сдерживании.

Как следствие, по инициативе Главы государства в июле 1998 года был принят Закон РК «О борьбе с коррупцией», который стал одним из первых подобных законодательных актов на постсоветском пространстве.

Парадигма «борьбы с коррупцией» была продиктована необходимостью принятия оперативных и эффективных мер противодействия, которые должны были остановить коррупцию и не дать ей разрастись до критических размеров, угрожающих национальной безопасности страны.

Принятие Закона фактически дало старт выделению антикоррупционной политики в самостоятельную отрасль внутренней политики государства.

И катализатором в этом процессе стало введение институционального обеспечения этой политики посредством создания специализированного антикоррупционного органа в 2003 году на базе Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).

Первый Закон РК «О борьбе с коррупцией», действую на протяжении 17 лет, подвергался постоянному совершенствованию и этом позволяло ему на протяжении долгого времени оставаться актуальным современным реалиям. Историческое значение этого Закона заключается в том, что он впервые четко определил принципы борьбы с коррупцией, субъектность в коррупционных правонарушениях, органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, ограничения, которые должны принимать на себя государственные служащие, меры финансового контроля, гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. В период действия первого Закона «О борьбе с коррупцией» был заложен фундамент антикоррупционной политики и наработан существенный опыт активного прямого противодействия коррупции.

Вместе с тем, по мере разворачивания антикоррупционной политики стало очевидно, что дальнейшее успешное продвижение антикоррупционного сдерживания во многом будет зависеть от работы на упреждение, потому что борьба со следствиями имеет кратковременный эффект и для достижения долговременности антикоррупционной борьбы необходимо сделать упор на превенцию коррупции.

Как отмечали исследователи в 2012 году, система мер по противодействию коррупции в Казахстане на 72% состояла из мер уголовного преследования и только на 28% из мер по предупреждению и профилактики коррупционных правонарушений.

Именно поэтому в 2014 году Президент Казахстана – Лидер Нации Н.А. Назарбаев выступил с инициативой кардинального пересмотра концептуальных основ антикоррупционной политики, что и стало точкой отсчета нового этапа политики противодействия коррупции, направленного в первую очередь на искоренение глубинных факторов, порождающих коррупцию.

Вместе с тем, следует отметить, что первый Закон РК «О борьбе с коррупцией» сыграл историческую роль в становлении и достижении успешности антикоррупционной политики, а также в том, что благодаря ему были заложены основы современной казахстанской модели политики противодействия коррупции, апробированы различные формы пресечения коррупционных правонарушений, наработан опыт системной коррекции законодательства в плане снижения его коррупциогенности.

Принятый в 2015 году новый Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции» вобрал в себя лучший опыт правоприменительной практики предыдущего закона. Он на качественно новом уровне внедрил инновационные превентивные механизмы по упреждению коррупции и тем самым создал серьезный задел по усилению возможностей антикоррупционной политики в рамках достижения целей по кардинальному снижению коррупционных проявлений, поставленных Президентом Казахстана в Стратегии «Казахстан-2050».

С принятием в рамках реализации первой институциональной реформы Плана Нации «100 конкретных шагов», нового законодательства о государственной службе, был обеспечен переход на карьерную модель, максимально обеспечившую принцип меритократии.

Теперь кандидаты, впервые поступающие на госслужбу и не имеющие опыта работы, начинают свою профессиональную деятельность с низовых должностей по общему конкурсу. При этом, карьерное продвижение осуществляется по внутреннему конкурсу с соблюдением принципов состязательности и при наличии опыта работы на нижестоящих должностях.

Внедрена новая трехступенчатая система отбора для поступления на государственную службу, состоящая из следующих этапов отбора: тестирование на знание законодательства; оценку личных качеств; собеседование в государственном органе, объявившем конкурс.

Указанные меры позволили в 3 раза увеличить число принятых на госслужбу, в 2 раза снизить сменяемость кадров и в 18 раз сократить переводы госслужащих.

АДГСПК совместно с центральными государственными органами и компанией Korn Ferry Hay Group была проведена работа по разработке проекта факторно-балльной шкалы, которая в 2018 году в пилотном режиме будет апробирована на базе Агентства, МЮ, акиматов г. Астаны и Мангистауской областей. Данная система оплаты труда позволит учитывать масштаб, ответственность и сложность выполняемых функции и станет мотивирующим фактором к повышению эффективности деятельности государственного служащего.

Активно продвигается вопрос этизации государственной службы, который получил институциональную поддержку в лице уполномоченных по этике в центральных и местных государственных органах и Советов по этике.

За два года существования показал свою эффективность институт уполномоченного по этике, с введением которого государственные служащие и граждане получили возможность обращаться за консультацией в случае потенциального конфликта интересов и других проблем этического характера.

Начиная с 2017 года уполномоченные по этике работают в новом для себя формате. Теперь они освобождены от иных функциональных обязанностей и наделены самостоятельным статусом, что существенно повысило результативность их работы.

Таким образом, планомерная реализация актуальных задач антикоррупционной политики, определенных Президентом Казахстана – Лидером Нации Н.А.Назарбаевым, позволило на сегодняшний день сформировать действенную модель антикоррупционной политики.

В ее основании заложены антикоррупционная идеология Лидера Нации, постоянно совершенствуемое антикоррупционное законодательство, институциональное обеспечение (субъекты противодействия коррупции, включая уполномоченного органа по противодействию коррупции), стратегически выверенное концептуальное обоснование (Антикоррупционная стратегия), многоуровневое планирование антикоррупционных мероприятий (План мероприятий по реализации Антикоррупционной стратегии, ведомственные и региональные антикоррупционные планы).

Казахстанская модель противодействия коррупции направлена на системное реформирование всей вертикали государственной власти посредством модернизации и этизации государственной службы, правоохранительной и судебной систем на принципах верховенства закона, открытости, прозрачности и подотчетности, клиенториентированности.

Пресс-служба Военного института

Национальной гвардии Республики Казахстан

фотогалерея